"Футбол"
Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Подготовительная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под коленом и т. п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары, «змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной вперед, с поворотом вокруг себя по сигналу и т. п., а также прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры. Продолжительность вводной части для старших дошкольников - до 3-4 минут. Упражнения вводной части занятия являются подводящими упражнениями к изучению движений в основной части занятия.
В основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также повышающие функциональное состояние организма. Комплекс общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) можно разучить и выполнять в течение 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к освоению новой нагрузки, а педагогу - наиболее рационально и эффективно распределить их силы при выполнении основных видов движений. При обучении дошкольников техническим азам игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие упражнения, т. е. движения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения. Например, при обучении удару по мячу внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча подошвой - прокатывание вперед-назад мяча подошвой, стоя на месте, и т. п. Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой. Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т. п. Продолжительность основной части - до 20 минут. Разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.
В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т. п. Продолжительность заключительной части составляет 4-5 минут. Заключительная часть - этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т. е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям.
Программа занятий
Темы теоретических занятий (3 часа)
Физическая культура и спорт в России.
История развитие футбола в России и за рубежом.
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Общая физическая подготовка (30 часов)
Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости).
1. Занятия по программе норм комплекса ГТО.
2. Строевые упражнения.
3. Общеразвивающие упражнения без предметов.
4. Упражнения с предметами.
5. Акробатические упражнения.
6. Подвижные игры и эстафеты.
7. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кросс 1000м. 6-минутный.
8. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Специальная физическая подготовка (20 часов)
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам.
Упражнения для развития дистанционной скорости.
Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому.
Бег с изменением направления (до 180'). «Челночный бег» (туда и обратно): 2х10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т. п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, обратно - спиной вперед и т. д.
Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением мяча.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседания с отягощением (набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги) с последующим быстрым выпрямлением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения.
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т. д.). Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «живая цель», «салки мячом», «ловля парами» и др.
Техническая и тактическая подготовка (7 часов)
Передвижения.
Бег обычный, спиной вперед, с крестным и шагом. Бег по прямой, по дуге, с изменением направления и скорости.
Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении.
Удары по мячу ногой.
Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячу.
Выполнение ударов после остановки, посылая мяч низом и верхом на короткое расстояние.
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру.
Удары по мячу головой.
Удары серединой лба без прыжка, с места, по летящему навстречу мячу.
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.
Остановка мяча.
Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад.
Ведение мяча.
Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров.
Обманные движения (финты).
Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую.
Отбор мяча.
Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага.
Другие виды спорта и подвижные игры (9 часов)
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»