Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ используются кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, методический кабинет.

Объекты для проведения практических занятий

Для проведения практических занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ используются кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал, спортивная площадка на территории ДОУ. 

Библиотека

Библиотека расположена в методическом кабинете ДОУ и приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. 

Спортивные объекты

Инвалидами и лицами с ОВЗ используются:

- физкультурный зал. Находится на первом этаже третьего корпуса. Имеется разнообразное физкультурное оборудование, подсобное помещение для его хранения.

- спортивная площадка. Площадка имеет травяное покрытие. Спортивное оборудование закреплено и безопасно.

Средства обучения и воспитания

В кабинетах педагога-психолога и учителя-логопеда созданы две рабочие зоны по отношению к детям:

- Учебная - обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), магнитномаркерную доску, рабочий стол педагога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа к учебному помещению.

- Двигательная - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей. Оснащена покрытием для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений.

Игровая зона оборудована в группах. Обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.

По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы педагога) в кабинете можно выделить:

- Диагностическую зону. Оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению обследования воспитанников.

- Коррекционно-развивающую зону. Она содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей.

- Консультативную зону. В кабинете создано рабочее место для проведения консультаций.

- Методическую зону. Оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию. Данная зона, отвечает задачам организационнопланирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, полки и шкафы для хранения материалов.

Организация среды – это специальное оборудование центров (зон), направленное на компенсацию состояния детей с ОВЗ. В кабинете созданы следующие центры: Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.

- Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.

- Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки, игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.

- Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке.

Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.

- Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.

- Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи. Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

- Материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания.

- Материалы для развития мышления: развивающие пособия; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда - молоток, гаечный ключ, отвёртка; неваляшки; заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления; книги, содержащие произведения для развития нагляднообразного и элементов логического мышления.

- Материалы для развития речи и представлений об окружающем: картотека «Артикуляционная гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи.

- Материалы для формирования учебных навыков. Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки, елки, гуси и др.); мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений. Обучение грамоте: схемы слов, условные обозначения звуков, звуковые домики, карточки с буквами, магнитная доска с набором букв, предметные картинки различной тематики. Предметно-развивающая среда в кабинетах постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

На территорию дошкольного учреждения обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Установлена кнопка вызова персонала для маломобильных граждан. Лестницы имеют разметку для слабовидящих. В туалете установлена ручка.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, кабинетам специалистов, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Территория ДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель – логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. В ДОУ постоянно находится медицинский работник.

При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование. Организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.

Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Специальные условия питания

В детском саду организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», а также действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. 

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Специальные условия охраны здоровья

Работа по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести, осуществляется медицинской сестрой.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В учреждении имеются спортивный зал, физкультурная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуются занятия по физической культуре 2-3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» разрабатывается: режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна, составляется расписание занятий для каждой группы детей. В летний оздоровительный период проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, спортивные праздники и развлечения.

Обязательным элементом режима дня ребенка в ДОУ является прогулка. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.


Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья воспитанникам ДОУ не предусмотрен образовательной программой.

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для всех категорий населения. Доспупна весрия сайта для слабовидящих граждан.

Специальные технические средства обучения

В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы.

Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальные центры, интерактивные доски, телевизоры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, микрофоны, фотоаппарат.

Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ имеются средства ТСО: телевизоры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, музыкальные центры, компьютеры, принтеры, сканеры, ксероксы, ноутбуки, фотоаппарат.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе ДОУ отсутствуют.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при ДОУ не предусмотрено.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie